Сайт Информационных Технологий

ОБЪЕКТЫ – СИГНАЛЫ – ДАННЫЕ - ЗНАНИЯ

В.Г.Кнорринг, И.Я.Левина

Санкт-Петербургский Государственный технический университет

(Политехнический институт)

Abstract — The process of measurement is treated as gradual transition from the level of physical interactions through the signal level and some other intermediate levels to the knowledge level.

За последние годы в технике работы со знаниями достигнуты большие успехи, однако проблема получения знаний техническими системами остается актуальной. Некоторую помощь в ее решении может дать анализ реальных технических (но выполняемых с участием человека) познавательных процессов. Поскольку наиболее изученным из таких процессов является измерение, представляет интерес его анализ с указанных позиций. В качестве основы такого анализа предлагается уровневый подход к информационным процессам [1] и системам [2] в том виде, в каком он изложен в работе авторов [3]. Отметим, что при этом на равных правах рассматриваются как процессы, происходящие внутри средства измерений (СИ), так и различные операции, выполняемые человеком.

Принято считать, что получение измерительной информации начинается взаимодействием СИ с объектом. Это взаимодействие адекватно описывается только на физическом уровне, как правило, уравнениями того или иного вида.

Далее в развитом СИ обычно один из физических процессов выбирают в качестве сигнала, а один из его параметров – в качестве информативного. Это позволяет избавиться от несущественных (для решаемой задачи) подробностей и перейти к представлению сигнала просто некоторой детерминированной или случайной функцией, обычно временного аргумента. Подобной же функцией описывается помеха, искажающая полезный сигнал. Такое описание, игнорирующее физические детали и ориентированное на специальные средства преобразования сигналов, свойственно следующему – сигнальному уровню.

Аналого-цифровые (АЦ) преобразователи часто считают разновидностью преобразователей сигналов. Но, оставаясь на сигнальном уровне, следовало бы рассматривать получение каждого двоичного разряда выходного кода как сложное нелинейное преобразование входного сигнала, что не раскрыло бы сущности происходящего в действительности перехода от аналоговых сигналов к знакам с помощью сравнения. Здесь необходим новый уровень – знаковый, третий по порядку.

Кодовые комбинации, получаемые в результате АЦ преобразования, должны быть интерпретированы как числа, а также, возможно, скорректированы. Теперь кодовая комбинация становится компонентом данных, а описание процесса переходит на еще более высокий четвертый уровень - уровень первичных данных. Здесь уже совсем неуместно говорить о сигналах, а знаковое представление информации, хотя и сохраняется, но лишь как во многом произвольная форма, за которой стоит инвариантное числовое содержание.

Первичные данные, при необходимости объединенные в серии, дополняются другими компонентами данных, в частности, указывающими имя объекта и измеряемой величины, а также места и моменты времени, к которым относится взаимодействие объекта с СИ. Такие совокупности компонентов данных достаточно осмысленны для того, чтобы быть самостоятельными предметами хранения или дальнейшей обработки. Предлагается называть их сообщениями и выделить для их описания пятый уровень - уровень сообщений или экспериментальных протоколов.

Но прежде чем сообщения станут элементами знаний, их нужно "вписать" в принятую модель объекта познания, превратив компоненты сообщений в параметры этой модели и при необходимости выполнив над ними операции, априорно приписанные модели (например, статистическую обработку, если в качестве модели выбран случайный процесс). Это – работа нового, шестого уровня, который предлагается назвать уровнем пользовательских моделей.

Наконец, находя свое место в системе моделей, которыми располагает пользователь или, возможно, оснащенное базой знаний техническое устройство, полученная информация переходит на последний, седьмой уровень - уровень знаний.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: по мере перехода с уровня на уровень производится, с одной стороны, очистка информации от ненужных подробностей и, с другой стороны, ее обогащение компонентами, в основном априорного происхождения, которые и придают ей осмысленность. Аналогичная ситуация возникает в статистической теории информации: однобитовый ответ сам по себе не имеет смысла, вся содержательная сторона заключается в вопросе, на который дается этот ответ ( не по этой ли причине шенноновская теория не дала большого эффекта применительно к процессам получения информации?).

Каким же образом формируется своя для каждого уровня априорная информация? В работе [3] выдвинута и подробно рассмотрена гипотеза о том, что при подготовке измерения необходимо пройти все семь перечисленных выше уровней в обратном порядке (возможно, с некоторыми перескоками и возвратами), начиная от постановки познавательной задачи и кончая организацией взаимодействия СИ с объектом. Результирующая U-образная структура процесса измерения показана на рисунке, заимствованном из работы [3].

Видно, что на первых двух шагах подготовки информация, передаваемая восходящей ветви U-образной структуры, носит характер данных, черпаемых исключительно из предшествующего опыта. На третьем шаге к данным этого типа добавляются некоторые компоненты, соответствующие реальным действиям, выполняемым на более низких уровнях (например, операциям по размещению датчиков в определенных местах объекта). Кроме того, соответствующему (двенадцатому) шагу восходящей ветви могут передаваться компоненты данных, получаемые вспомогательными измерениями (например, действительные даты отсчетов). Особенно интересна связь четвертого и пятого шагов нисходящей ветви структуры с десятым и одиннадцатым шагами восходящей ветви: знаковый результат АЦ преобразования может быть получен только путем сравнения сигнала с физически воспроизводимыми реперами шкалы; числовая же интерпретация кодовой комбинации требует знания не только структуры кода, но и числовых значений, приписанных реперам. Таким образом, здесь подразумевается большая предварительная работа по передаче шкалы [4]. Если считать ее частью процесса измерения (что справедливо с принципиальных позиций), то в его структуре появляется еще одна, не показанная на рисунке ветвь, связанная только с используемой шкалой, но не с конкретной моделью объекта.

Для выполнения девятого шага восходящей ветви также может потребоваться материальная (то есть не имеющая знаковой формы) информация в виде опорных сигналов, например, для синхронного накопления или корреляционной обработки исходного сигнала.

Таким образом, вносимая информация может происходить из прошлого опыта работы с моделями объектов выбранного типа, являться результатом передачи шкал, или иметь источником операции, выполняемые над объектом; по характеру же представления она может быть знаковой или материальной.

Рассмотренная U-образная модель, очевидно, не описывает процессов получения качественно новых знаний, но в ней можно усмотреть возможность возникновения потребности в таких знаниях: эта потребность появляется, когда на тринадцатом или четырнадцатом шагах восходящей ветви обнаруживается “нестыковка” апостериорных составляющих информации с априорными, заставляющая искать другую априорную модель.

По-видимому, U-образная структура, нисходящая ветвь которой описывает постепенную конкретизацию задачи, а восходящая – постепенное, многоступенчатое абстрагирование, вообще типична для процессов получения знаний с обращением к эксперименту.

Отметим, что переходы с уровня на уровень делают невозможной формализацию процесса с помощью единой теоретической модели.

Литература

1. Марр Д. Зрение: информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. – М.: Радио и связь, 1987.

2. Финкелстайн Л. Наука об измерениях и средствах измерений. – аналитический обзор. // Приборы и системы управления. – 1995. – N 8 – C. 44 – 51.

3. Кнорринг В.Г., Левина И.Я. О связи этапов и уровней процесса измерения. // Вестник Северо-Западного отделения Метрологической академии. – СПб.: ВНИИМ им. Д.И.Менделеева, 1998, вып.2. – С. 29 – 39.

4. Брянский Л.Н., Дойников А.С., Кнорринг В.Г. Реализация передачи размеров единиц и шкал измерений. // Измерительная техника. – 1992. – N 11. – С. 8 – 16.

 


Site of Information Technologies
Designed by  inftech@webservis.ru.